Группа стандартов ISO
- ISO/IEC 12207 Standard for Information Technology — Software Life Cycle Processes [1] (процессы жизненного цикла ПО, есть его российский аналог ГОСТ Р-1999 [3]).
Определяет общую структуру жизненного цикла ПО в виде 3 ступенчатой модели, состоящей из процессов, видов деятельности и задач. Стандарт описывает вводимые элементы в терминах их целей и результатов, тем самым задавая неявно возможные взаимосвязи между ними, но не определяя четко структуру этих связей, возможную организацию элементов в рамках проекта и метрики, по которым можно было бы отслеживать ход работ и их результативность.
Самыми крупными элементами являются процессы жизненного цикла ПО (lifecycle processes). Всего выделено 18 процессов, которые объединены в 4 группы.
Таблица 2.1. Процессы жизненного цикла ПО по ISO 12207
Основные процессыПоддерживающие процессыОрганизационные процессыАдаптация Приобретение ПО;
Передача ПО (в использование);
Разработка ПО;
Эксплуатация ПО;
Поддержка ПО Документирование;
Управление конфигурациями;
Обеспечение качества;
Верификация;
Валидация;
Совместные экспертизы;
Аудит;
Разрешение проблем
Управление проектом;
Управление инфраструктурой;
Усовершенствование процессов;
Управление персоналом
Адаптация описываемых стандартом процессов под нужды конкретного проекта
Процессы строятся из отдельных видов деятельности (activities).
Стандартом определены 74 вида деятельности, связанной с разработкой и поддержкой ПО. Ниже мы упомянем только некоторые из них.
- Приобретение ПО включает такие деятельности, как инициация приобретения, подготовка запроса предложений, подготовка контракта, анализ поставщиков, получение ПО и завершение приобретения.
- Разработка ПО включает развертывание процесса разработки, анализ системных требований, проектирование программно-аппаратной системы в целом, анализ требований к ПО, проектирование архитектуры ПО, детальное проектирование, кодирование и отладочное тестирование, интеграцию ПО, квалификационное тестирование ПО, системную интеграцию, квалификационное тестирование системы, развертывание (установку или инсталляцию) ПО, поддержку процесса получения ПО.
- Поддержка ПО включает развертывание процесса поддержки, анализ возникающих проблем и необходимых изменений, внесение изменений, экспертизу и передачу измененного ПО, перенос ПО с одной платформы на другую, изъятие ПО из эксплуатации.
- Управление проектом включает запуск проекта и определение его рамок, планирование, выполнение проекта и надзор за его выполнением, экспертизу и оценку проекта, свертывание проекта.
Каждый вид деятельности нацелен на решение одной или нескольких задач (tasks). Всего определено 224 различные задачи. Например:- Развертывание процесса разработки состоит из определения модели жизненного цикла, документирования и контроля результатов отдельных работ, выбора используемых стандартов, языков, инструментов и пр.
- Перенос ПО между платформами состоит из разработки плана переноса, оповещения пользователей, выполнения анализа произведенных действий и пр.
- ISO/IEC 15288 Standard for Systems Engineering — System Life Cycle Processes [5] (процессы жизненного цикла систем).
Отличается от предыдущего нацеленностью на рассмотрение программно-аппаратных систем в целом.
В данный момент продолжается работа по приведению этого стандарта в соответствие с предыдущим.
ISO/IEC 15288 предлагает похожую схему рассмотрения жизненного цикла системы в виде набора процессов. Каждый процесс описывается набором его результатов (outcomes), которые достигаются при помощи различных видов деятельности.
Всего выделено 26 процессов, объединяемых в 5 групп.Таблица 2.2. Процессы жизненного цикла систем по ISO 15288
Помимо процессов, определено 123 различных результата и 208 видов деятельности, нацеленных на их достижение. Например, определение требований имеет следующие результаты:Процессы выработки соглашенийПроцессы уровня организацииПроцессы уровня проектаТехнические процессыСпециальные процессы
Приобретение системы;
Поставка системы
Управление окружением;
Управление инвестициями;
Управление процессами;
Управление ресурсами;
Управление качеством
Планирование;
Оценивание;
Мониторинг;
Управление рисками;
Управление конфигурацией;
Управление информацией;
Выработка решений
Определение требований;
Анализ требований;
Проектирование архитектуры;
Реализация;
Интеграция;
Верификация;
Валидация;
Передача в использование;
Эксплуатация;
Поддержка;
Изъятие из эксплуатации
Адаптация описываемых стандартом процессов под нужды конкретного проекта- Должны быть поставлены технические задачи, которые предстоит решить.
- Должны быть сформулированы системные требования.
Деятельности в рамках этого процесса следующие.
- Определение границ функциональности системы.
- Определение функций, которые необходимо поддерживать.
- Определение критериев оценки качества при использовании системы.
- Анализ и выделение требований по безопасности.
- Анализ требований защищенности.
- Выделение критических для данной системы аспектов качества и требований к ним.
- Анализ целостности системных требований.
- Демонстрация прослеживаемости требований.
- Фиксация и поддержка набора системных требований.
- ISO/IEC 15504 (SPICE) Standard for Information Technology — Software Process Assessment [7] (оценка процессов разработки и поддержки ПО).
Определяет правила оценки процессов жизненного цикла ПО и их возможностей, опирается на модель CMMI (см. ниже) и больше ориентирован на оценку процессов и возможностей их улучшения.
В качестве основы для оценки процессов определяет некоторую базовую модель, аналогичную двум описанным выше. В ней выделены категории процессов, процессы и виды деятельности.
Определяются 5 категорий, включающих 35 процессов и 201 вид деятельности:Таблица 2.3. Процессы жизненного цикла ПО и систем по ISO 15504
Например, приобретение ПО включает такие виды деятельности, как определение потребности в ПО, определение требований, подготовку стратегии покупки, подготовку запроса предложений, выбор поставщика.Отношения "заказчик-поставщик"Процессы уровня организацииПроцессы уровня проектаИнженерные процессыПроцессы поддержки
Приобретение ПО;
Составление контракта;
Определение нужд заказчика;
Проведение совместных экспертиз и аудитов;
Подготовка к передаче;
Поставка и развертывание;
Поддержка эксплуатации;
Предоставление услуг;
Оценка удовлетворенности заказчиков
Развитие бизнеса;
Определение процессов;
Усовершенствование процессов;
Обучение;
Обеспечение переиспользования;
Обеспечение инструментами;
Обеспечение среды для работы
Планирование жизненного цикла;
Планирование проекта;
Построение команды;
Управление требованиями;
Управление качеством;
Управление рисками;
Управление ресурсами и графиком работ;
Управление подрядчиками
Выделение системных требований и проектирование системы в целом;
Выделение требований к ПО;
Проектирование ПО;
Реализация, интеграция и тестирование ПО;
Интеграция и тестирование системы;
Сопровождение системы и ПО
Разработка документации;
Управление конфигурацией;
Обеспечение качества;
Разрешение проблем;
Проведение экспертиз