Компонентный подход в программировании

       

Ошибки в программах


Ошибками в ПО, вообще говоря, являются все возможные несоответствия между демонстрируемыми характеристиками его качества и сформулированными или подразумеваемыми требованиями и ожиданиями пользователей.

В англоязычной литературе используется несколько терминов, часто одинаково переводящихся как "ошибка" на русский язык:

  • defect — самое общее нарушение каких-либо требований или ожиданий, не обязательно проявляющееся вовне (к дефектам относятся нарушения стандартов кодирования, недостаточная гибкость системы и пр.).
  • failure — наблюдаемое нарушение требований, проявляющееся при каком-то реальном сценарии работы ПО. Это можно назвать проявлением ошибки.
  • fault — ошибка в коде программы, вызывающая нарушения требований при работе (failures), то место, которое надо исправить. Хотя это понятие используется довольно часто, оно, вообще говоря, не вполне четкое, поскольку для устранения нарушения можно исправить программу в нескольких местах. Что именно надо исправлять, зависит от дополнительных условий, выполнение которых мы хотим при этом обеспечить, хотя в некоторых ситуациях наложение дополнительных ограничений не устраняет неоднозначность.
  • error — используется в двух смыслах.

Первый — это ошибка в ментальной модели программиста, ошибка в его рассуждениях о программе, которая заставляет его делать ошибки в коде (faults). Это, собственно, ошибка, которую сделал человек в своем понимании свойств программы.

Второй смысл — это некорректные значения данных (выходных или внутренних), которые возникают при ошибках в работе программы.

Эти понятия некоторым образом связаны с основными источниками ошибок. Поскольку при разработке программ необходимо сначала понять задачу, затем придумать ее решение и закодировать его в виде программы, то, соответственно, основных источников ошибок три:

  • Неправильное понимание задач.

    Очень часто люди не понимают, что им пытаются сказать другие. Так же и разработчики ПО не всегда понимают, что именно нужно сделать. Другим источником непонимания служит отсутствие его у самих пользователей и заказчиков — достаточно часто они могут просить сделать несколько не то, что им действительно нужно.

    Для предотвращения неправильного понимания задач программной системы служит анализ предметной области.

  • Неправильное решение задач.

    Зачастую, даже правильно поняв, что именно нужно сделать, разработчики выбирают неправильный подход к тому, как это делать. Выбираемые решения могут обеспечивать лишь некоторые из требуемых свойств, они могут хорошо подходить для данной задачи в теории, но плохо работать на практике, в конкретных обстоятельствах, в которых должно будет работать ПО.

    Помочь в выборе правильного решения может сопоставление альтернативных решений и тщательный анализ их на предмет соответствия всем требованиям, поддержание постоянной связи с пользователями и заказчиками, предоставление им необходимой информации о выбранных решениях, демонстрация прототипов, анализ пригодности выбираемых решений для работы в том контексте, в котором они будут использоваться.

  • Неправильный перенос решений в код.

    Имея правильное решение правильно понятой задачи, люди, тем не менее, способны сделать достаточно много ошибок при воплощении этих решений. Корректному представлению решений в коде могут помешать как обычные опечатки, так и забывчивость программиста или его нежелание отказаться от привычных приемов, которые не дают возможности аккуратно записать принятое решение.

    С ошибками такого рода можно справиться при помощи инспектирования кода, взаимного контроля, при котором разработчики внимательно читают код друг друга, опережающей разработки модульных тестов и тестирования.

Первое место в неформальном состязании за место "самой дорого обошедшейся ошибки в ПО" (см. [11,12]) долгое время удерживала ошибка, приведшая к неудаче первого запуска ракеты Ариан-5 4 июня 1996 года (см. [13]), стоившая около $500 000 000. После произошедшего 14 августа 2003 года обширного отключения электричества на северо-востоке Северной Америки, стоившего экономике США и Канады от 4 до 10 миллиардов долларов [14], это место можно отдать спровоцировавшей его ошибке в системе управления электростанцией. Широко известны также примеры ошибок в системах управления космическими аппаратами, приведшие к их потере или разрушению. Менее известны, но не менее трагичны, ошибки в ПО, управлявшем медицинским и военным оборудованием, некоторые из которых привели к гибели людей.

Стоит отметить, что в большинстве примеров ошибок, имевших тяжелые последствия, нельзя однозначно приписать всю вину за случившееся ровно одному недочету, одному месту в коде. Ошибки очень часто "охотятся стаями". К тяжелым последствиям чаще всего приводят ошибки системного характера, затрагивающие многие аспекты и элементы системы в целом. Это значит, что при анализе такого происшествия обычно выявляется множество частных ошибок, нарушений действующих правил, недочетов в инструкциях и требованиях, которые совместно привели к создавшейся ситуации.

Даже если ограничиться рассмотрением только ПО, часто одно проявление ошибки (failure) может выявить несколько дефектов, находящихся в разных местах. Такие ошибки возникают, как показывает практика, в тех ситуациях, поведение в рамках которых неоднозначно или недостаточно четко определяется требованиями (а иногда и вообще никак не определяется — признак неполного понимания задачи). Поэтому разработчики различных модулей ПО имеют возможность по-разному интерпретировать те части требований, которые относятся непосредственно к их модулям, а также иметь разные мнения по поводу области ответственности каждого из взаимодействующих модулей в данной ситуации. Если различия в их понимании не выявляются достаточно рано, при разработке системы, то становятся "минами замедленного действия" в ее коде.

Например, анализ катастрофы Ариан-5 показал следующее [13].

  • Ариан-5 была способна летать при более высоких значениях ускорений и скоростей, чем это могла делать ракета предыдущей серии, Ариан-4.

    Однако большое количество процедур контроля и управления движением по траектории в коде управляющей системы было унаследовано от Ариан-4. Большинство таких процедур не были специально проверены на работоспособность в новой ситуации, как в силу большого размера кода, который надо было проанализировать, так и потому, что этот код раньше не вызывал проблем, а соотнести его со специфическими характеристиками полета ракет вовремя никто не сумел.

  • В одной из таких процедур производилась обработка горизонтальной скорости ракеты. При выходе этой величины за границы, допустимые для Ариан-4, создавалась исключительная ситуация переполнения.

    Надо отметить, что обработка нескольких достаточно однородных величин производилась по-разному — семь переменных могли вызвать исключительную ситуацию данного вида, обработка четырех из них была защищена от этого, а три оставшихся, включая горизонтальную скорость, оставлены без защиты. Аргументом для этого послужило выдвинутое при разработке требование поддерживать загрузку процессора не выше 80%. "Нагружающие" процессор защитные действия для этих переменных не были использованы, поскольку предполагалось, что эти величины будут находиться в нужных пределах в силу физических ограничений на параметры движения ракеты. Обоснований для поддержки именно такой загрузки процессора и того, что отсутствие обработки переполнения выбранных величин будет способствовать этому, найдено не было.

  • Когда такая ситуация действительно случилась, т.е. горизонтальная скорость ракеты превысила определенное значение, она не была обработана соответствующим образом, и в результате ею вынужден был заняться модуль, обеспечивающим отказоустойчивость программной системы в целом.
  • Этот модуль, в силу отсутствия у него какой-либо возможности обрабатывать такие ошибки специальным образом, применил обычный прием — остановил процесс, в котором возникла ошибка, и запустил другой процесс с теми же исходными данными. Как легко догадаться, эта же ошибка повторилась и во втором процессе.
  • Не в силах получить какие-либо осмысленные данные о текущем состоянии полета, система управления использовала ранее полученные, которые уже не соответствовали действительности. При этом были ошибочно включены боковые двигатели "для корректировки траектории", ракета начала болтаться, угол между нею и траекторией движения стал увеличиваться и достиг 20 градусов. В результате она стала испытывать чрезмерные аэродинамические нагрузки и была автоматически уничтожена.


Содержание раздела