Компонентный подход в программировании

       

Архитектура программного обеспечения


Под архитектурой ПО понимают набор внутренних структур ПО, которые видны с различных точек зрения и состоят из компонентов, их связей и возможных взаимодействий между компонентами, а также доступных извне свойств этих компонентов [1].

Под компонентом в этом определении имеется в виду достаточно произвольный структурный элемент ПО, который можно выделить, определив интерфейс взаимодействия между этим компонентом и всем, что его окружает. Обычно при разработке ПО термин "компонент" (см. далее при обсуждении компонентных технологий) имеет несколько другой, более узкий смысл — это единица развертывания, самая маленькая часть системы, которую можно включить или не включить в ее состав. Такой компонент также имеет определенный интерфейс и удовлетворяет некоторому набору правил, называемому компонентной моделью. Там, где возможны недоразумения, будет указано, в каком смысле употребляется этот термин. В этой лекции до обсуждения UML мы будем использовать преимущественно широкое понимание этого термина, а в дальше — наоборот, узкое.

В определении архитектуры упоминается набор структур, а не одна структура. Это означает, что в качестве различных аспектов архитектуры, различных взглядов на нее выделяются различные структуры, соответствующие разным аспектам взаимодействия компонентов. Примеры таких аспектов — описание типов компонентов и типов статических связей между ними при помощи диаграмм классов, описание композиции компонентов при помощи структур ссылающихся друг на друга объектов, описание поведения компонентов при помощи моделирования их как набора взаимодействующих, передающих друг другу некоторые события, конечных автоматов.

Архитектура программной системы похожа на набор карт некоторой территории. Карты имеют разные масштабы, на них показаны разные элементы (административно-политическое деление, рельеф и тип местности — лес, степь, пустыня, болота и пр., экономическая деятельность и связи), но они объединяются тем, что все представленные на них сведения соотносятся с географическим положением.
Точно так же архитектура ПО представляет собой набор структур или представлений, имеющих различные уровни абстракции и показывающих разные аспекты (структуру классов ПО, структуру развертывания, т.е. привязки компонентов ПО к физическим машинам, возможные сценарии взаимодействий компонентов и пр.), объединяемых сопоставлением всех представленных данных со структурными элементами ПО. При этом уровень абстракции данного представления является аналогом масштаба географической карты.

Рассмотрим в качестве примера программное обеспечение авиасимулятора для командной тренировки пилотов. Задачей такой системы в целом является контроль и выработка необходимых для безопасного управления самолетом навыков у команд летчиков. Кроме того, отрабатываются навыки поведения в особых ситуациях, связанных с авариями, частичной потерей управления самолетом, тяжелыми условиями полета, и т.д.

Симулятор должен:

  • Моделировать определенные условия полета и создавать некоторые события, к которым относятся следующие:

    • Скоростной и высотный режим полета, запас горючего, их изменения со временем.
    • Модель самолета и ее характеристики по управляемости, возможным режимам полета и скорости реакции на различные команды.
    • Погода за бортом и ее изменения со временем.
    • Рельеф и другие особенности местности в текущий момент, их изменения со временем.
    • Исходный и конечный пункты полета, расстояние и основные характеристики рельефа между ними.
    • Исправность или неисправность элементов системы контроля полета и управления самолетом, показатели системы мониторинга и их изменение со временем.
    • Наличие пролетающих вблизи курса самолета других самолетов, их геометрические и скоростные характеристики.
    • Чрезвычайные ситуации, например, террористы на борту, нарушение герметичности корпуса, внезапные заболевания и "смерть" отдельных членов экипажа.


    При этом вся совокупность условий должна быть непротиворечивой, выглядеть и развиваться подобно реальным событиям. Некоторые условия, например, погода, должны изменяться достаточно медленно, другие события — происходить внезапно и приводить к связанным с ними последствиям (нарушение герметичности корпуса может сопровождаться поломками каких-то элементов системы мониторинга или "смертью" одного из пилотов).


    Если приборы показывают наличие грозы по курсу и они исправны, через некоторое время летчики должны увидеть грозу за бортом и она может начать оказывать влияние на условия полета.

  • Принимать команды, подаваемые пилотами, и корректировать демонстрируемые характеристики полета и работы системы управления самолетом в зависимости от этих команд, симулируемой модели самолета и исправности системы управления. Например, при повороте на некоторый угол вправо, показываемый пилотам "вид из кабины" должен переместиться на соответствующий угол влево со скоростью, соответствующей скорости реакции симулируемой модели самолета и исправности задействованных элементов системы управления.


Понятно, что одним из элементов симулятора служит система визуализации обстановки за бортом — она показывает пилотам "вид за окнами". Пилоты в ходе полета ориентируются по показателям огромного количества датчиков, представленных на приборной панели самолета. Вся их работа тоже должна симулироваться. Наличие и характеристики работы таких датчиков могут зависеть от симулируемой модели, но их расположение, форма и цвет служат слишком важными элементами выработки навыков управления самолетом, поэтому требуется поддерживать эти характеристики близкими к реальным. Представлять их только в виде изображений на некоторой панели неудобно, поскольку они должны располагаться и выглядеть максимально похоже на реальные прототипы. Значит, симулировать можно только небольшое семейство самолетов с практически одним и тем же набором приборов на приборной панели.

Кроме того, все команды пилотов должны восприниматься соответствующими компонентами симулятора и встраиваться в моделируемые условия. В симулятор должен быть включен генератор событий, зависящий от текущей ситуации, а также интерфейс мониторинга и управления, с помощью которого внешний оператор мог бы создавать определенные события во время симуляции полета наблюдать за всем, что происходит. Все события и действия пилотов должны протоколироваться с помощью камер и микрофонов для дальнейшего разбора полетов.




увеличить изображение
Рис. 6.1.  Примерная архитектура авиасимулятора

Рис. 6. 1 показывает набросок архитектуры такого авиасимулятора. Каждый из указанных компонентов решает свои задачи, которые необходимы для работы всей системы. В совокупности они решают все задачи системы в целом. Стрелками показаны потоки данных и управления между компонентами. Пунктирные стрелки изображают потоки данных, передаваемых для протоколирования.

Архитектура определяет большинство характеристик качества ПО в целом. Архитектура служит также основным средством общения между разработчиками, а также между разработчиками и всеми остальными лицами, заинтересованными в данном ПО.

Выбор архитектуры задает способ реализации требований на высоком уровне абстракции. Именно архитектура почти полностью определяет такие характеристики ПО как надежность, переносимость и удобство сопровождения. Она также значительно влияет на удобство использования и эффективность ПО, которые, однако, сильно зависят и от реализации отдельных компонентов. Значительно меньше влияние архитектуры на функциональность — обычно заданную функциональность можно реализовать, использовав совершенно различные архитектуры.

Поэтому выбор между той или иной архитектурой определяется в большей степени именно нефункциональными требованиями и необходимыми свойствами ПО с точки зрения удобства сопровождения и переносимости. При этом для построения хорошей архитектуры надо учитывать возможные противоречия между требованиями к различным характеристикам и уметь выбирать компромиссные решения, дающие приемлемые значения по всем показателям.

Так, для повышения эффективности в общем случае выгоднее использовать монолитные архитектуры, в которых выделено небольшое число компонентов (в пределе — единственный компонент). Этим обеспечивается экономия как памяти, поскольку каждый компонент обычно имеет свои данные, а здесь число компонентов минимально, так и времени работы, поскольку возможность оптимизировать работу алгоритмов обработки данных имеется также только в рамках одного компонента.



С другой стороны, для повышения удобства сопровождения, наоборот, лучше разбить систему на большое число отдельных маленьких компонентов, с тем чтобы каждый из них решал свою небольшую, но четко определенную часть общей задачи. При этом, если возникают изменения в требованиях или проекте, их обычно можно свести к изменению в постановке одной, реже двух или трех таких подзадач и, соответственно, изменять только отвечающие за решение этих подзадач компоненты.

С третьей стороны, для повышения надежности лучше использовать либо небольшой набор простых компонентов, либо дублирование функций, т.е. сделать несколько компонентов ответственными за решение одной подзадачи. Заметим, однако, что ошибки в ПО чаще всего носят неслучайный характер. Они повторяемы, в отличие от аппаратного обеспечения, где ошибки связаны часто со случайными изменениями характеристик среды и могут быть преодолены простым дублированием компонентов без изменения их внутренней реализации. Поэтому при таком обеспечении надежности надо использовать достаточно сильно отличающиеся способы решения одной и той же задачи в разных компонентах.

Другим примером противоречивых требований служат характеристики удобства использования и защищенности. Чем сильнее защищена система, тем больше проверок, процедур идентификации и пр. нужно проходить пользователям. Соответственно, тем менее удобна для них работа с такой системой. При разработке реальных систем приходится искать некоторый разумный компромисс, чтобы сделать систему достаточно защищенной и способной поставить ощутимую преграду для несанкционированного доступа к ее данным и, в то же время, не отпугнуть пользователей сложностью работы с ней.

Список стандартов, регламентирующих описание архитектуры, которое является основной составляющей проектной документации на ПО, выглядит так:

  • IEEE 1016-1998 Recommended Practice for Software Design Descriptions [2] (рекомендуемые методы описаний проектных решений для ПО).
  • IEEE 1471-2000 Recommended Practice for Architectural Description of Software-Intensive Systems [3] (рекомендуемые методы описания архитектуры программных систем).



    Основное содержание этого стандарта сводится к определению набора понятий, связанных с архитектурой программной системы.

    Это, прежде всего, само понятие архитектуры как набора основополагающих принципов организации системы, воплощенных в наборе ее компонентов, связях их друг с другом и между ними и окружением системы, а также принципов проектирования и развития системы.

    Это определение, в отличие от данного в начале этой лекции, делает акцент не на наборе структур в основе архитектуры, а на принципах ее построения.

    Стандарт IEEE 1471 определяет также представление архитектуры (architectural description) как согласованный набор документов, описывающий архитектуру с точки зрения определенной группы заинтересованных лиц с помощью набора моделей. Архитектура может иметь несколько представлений, отражающих интересы различных групп заинтересованных лиц.

    Стандарт рекомендует для каждого представления фиксировать отраженные в нем взгляды и интересы, роли лиц, которые заинтересованы в таком взгляде на систему, причины, обуславливающие необходимость такого рассмотрения системы, несоответствия между элементами одного представления или между различными представлениями, а также различную служебную информацию об источниках информации, датах создания документов и пр.

    Стандарт IEEE 1471 отмечает необходимость использования архитектуры системы для решения таких задач, как следующие:

    • Анализ альтернативных проектов системы.
    • Планирование перепроектирования системы, внесения изменений в ее организацию.
    • Общение по поводу системы между различными организациями, вовлеченными в ее разработку, эксплуатацию, сопровождение, приобретающими систему или продающими ее.
    • Выработка критериев приемки системы при ее сдаче в эксплуатацию.
    • Разработка документации по ее использованию и сопровождению, включая обучающие и маркетинговые материалы.
    • Проектирование и разработка отдельных элементов системы.
    • Сопровождение, эксплуатация, управление конфигурациями и внесение изменений и поправок.
    • Планирование бюджета и использования других ресурсов в проектах, связанных с разработкой, сопровождением или эксплуатацией системы.
    • Проведение обзоров, анализ и оценка качества системы.



Содержание раздела