Компонентный подход в программировании



         

Образцы человеческой деятельности - часть 2


Эту программу реализовать так и не удалось, однако выявленные образцы, несомненно, являются одним из самых значимых средств передачи опыта проектирования сложных программных систем.

Образец (pattern) представляет собой шаблон решения типовой, достаточно часто встречающейся задачи в некотором контексте, т.е. при некоторых ограничениях на ожидаемые решения и определенном наборе требований к ним.

В качестве примера рассмотрим такую ситуацию. Мы разработали большую программу из многих модулей. Так сложилось, что почти все они опираются на некоторый выделенный модуль и часто используют его операции. В какой-то момент, однако, разработчик этого модуля решил поменять названия операций в его интерфейсе и порядок следования параметров (может быть и так, что его разработчиком является другая организация, у которой этот модуль был приобретен, и такие изменения в нем появились в очередной версии, в которой исправлены многие серьезные ошибки). Изменить код других модулей системы достаточно тяжело, так как вызовы операций данного модуля используются во многих местах. А если придется работать с несколькими разными версиями — не менять же код каждый раз!

Другим примером такой ситуации является разработка набора тестов для некоторых операций. Хотелось бы, чтобы с помощью этого набора можно было бы тестировать любую возможную реализацию функций, выполняемых этими операциями. Если функции достаточно часто встречаются, например, совместно реализуют очередь, хранящую некоторые элементы, то такая возможность очень полезна. Но у каждого набора операций может быть свой интерфейс, переделывать все тесты под который слишком трудоемко.

Если можно представить набор требуемых операций как интерфейс некоторого класса в объектно-ориентированном языке программирования, достойно выйти из такой ситуации поможет образец проектирования адаптер (adapter).

Структура классов-участников образца "адаптер"

Рис. 7.1.  Структура классов-участников образца "адаптер"

Предлагаемое решение состоит в следующем. Операции, которые необходимы для работы нашей системы, называемой клиентом, объединяются в некоторый класс или интерфейс (называемый целевым), и система пишется так, что она работает с объектом этого типа и его операциями.


Содержание  Назад  Вперед