Компонентный подход в программировании

       

Память человека


Обычно человеческую память разделяют на кратковременную и долговременную. Широко известно, что в кратковременную память помещается не более 5–9 (7±2) объектов. Долговременная же память хранит информацию в виде некоторой структуры с большим количеством связей между элементами; чтобы поместить туда нечто, нужно связать эту вещь с несколькими другими, лучше уже знакомыми.

Отсюда часто делают вывод, что 7 элементов на окне диалога — это нормально, а 10 — уже плохо. Это не совсем так. С одной стороны, довольно много людей имеет "объем" кратковременной памяти, равный 5 или 6 — для них 7 элементов уже много. С другой стороны, границы между двумя видами памяти менее резкие, чем это обычно представляется. Ограничения на число элементов в кратковременной памяти касаются несвязанных по смыслу вещей — последовательность букв ОДТЧПШСВДН запомнить с первого раза тяжело, но если знать, что это — первые буквы русских названий цифр, заканчивающихся нулем, буквы очень легко восстанавливаются. При этом используются связи между вещами (буквами и словами, самими словами и их смыслом), что более характерно для долговременной памяти.

Из сказанного можно заключить, что на формах лучше делать все же не 7, а 5, максимум 6 элементов, не связанных друг с другом, а для расширения возможностей кратковременной памяти нужно привлекать смысловые (или ассоциативные) связи между ними, например, разбить элементы, которых больше 5-ти, на меньшее число смысловых групп. Использование таких связей оказывается работоспособным механизмом и при обучении, во время которого пользователь должен запомнить довольно много.

В то же время, чем меньше нагружается память пользователей, тем меньше усилий им необходимо для работы с ПО. Предоставление нужной информации где-то на экране способно значительно облегчить им жизнь. И уж точно плохи программы, при работе с которыми пользователю приходится иногда записывать что-то на бумажке, чтобы затем использовать это в другой экранной форме или другом окне — посторонний наблюдатель сразу выразит недоумение таким способом работы, хотя сами пользователи часто привыкают к подобным вещам.

Стоит иметь в виду и постепенность запоминания — на изучение всего нового требуется время. Пользователи, не имеющие опыта работы с программой, поначалу совершают довольно много ошибок, даже пытаясь выполнять уже знакомые операции. Постепенно они вырабатывают некоторые шаблоны действий и уже не делают столько ошибок. Тем не менее, на начальном этапе им может быть необходима дополнительная помощь, чтобы не потерять интерес к изучению программы.



Содержание раздела