Блочно-структурированные языки программирования
В блочно-структурированных языках программирования программа записывается как множество иерархически вложенных блоков определенной структуры.
Блочно-структурированные языки программирования можно подразделить на строго блочно-структурированные языки и просто блочно-структурированные языки.
В строго блочно-структурированных языках в начале каждого блока располагается область объявлений, а за ней следует фрагмент кода. Иначе говоря, в строго блочно-структурированных языках программирования не допускается объявление переменных в любом месте фрагмента кода.
К строго блочно-структурированным языкам программирования относятся языки ALGOL 60, Pascal, PL/I.
Каждый блок в блочно-структурированном языке программирования вводит новую среду локальных ссылок.
Следующий пример иллюстрирует блочную структуру программы на языке Pascal.
program Project1; procedure P1(); procedure P2(); {Вложенная процедура} var i:Integer; begin end; begin {Код процедуры P1} end; begin {Код главной программы Project1} end.
В языке Object Pascal по умолчанию приложения создаются как набор модулей, подключаемых ключевым словом uses. Следующий пример иллюстрирует блочную структуру программы на языке Object Pascal, представленную в виде одного модуля.
program Project2; {Начало программы} uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; {$R *.res} {$R *.dfm} {Имя DFM-файла должно совпадать с именем модуля (блока). } {Для получения единого модуля на языке Object Pascal при автоматическом создании приложения в среде Delphi файл Unit1.dfm следует переименовать в Project2.dfm, а код модуля Unit1.pas перенести в модуль Project2.pas}
type {Объявление нового типа окна формы TForm1 } TForm1 = class(TForm) Button1: TButton; Button2: TButton; ListBox1: TListBox; Edit1: TEdit; procedure Button1Click(Sender: TObject); procedure Button2Click(Sender: TObject); procedure ListBox1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var {Начало области объявлений } Form1: TForm1; i: Integer; procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin Edit1.Text:='Button1'; end; procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); var i:Integer; procedure P1(); {Вложенная процедура} var i:Integer; begin i:=5; Edit1.Text:= Edit1.Text+' i= ' + IntToStr(i); end; begin Edit1.Text:='Button2'; i:=0; P1 (); end; procedure TForm1.ListBox1Click(Sender: TObject); begin Edit1.Text:='ListBox1'; end; begin {Начало выполнения программы} Application.Initialize; Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; end.
Пример 5.1. Блочная структура программы на языке Object Pascal
На рисунке 5.1 отображен результат выполнения приведенной выше программы (сделан щелчок мышью на кнопке Button2, инициирующий выполнение процедуры TForm1.Button2Click и вложенной процедуры P1).
Рис. 5.1. Окно формы
К простым блочно-структурированным языкам относятся такие языки, как C и Java, позволяющие формировать область объявления переменных в любом месте блока.
Современные языки программирования, такие как C++, Java, Object Pascal, относятся к блочно-структурированным языкам программирования, и при этом программы на этих языках могут состоять из нескольких блоков (программных модулей), расположенных на верхнем уровне иерархии.
Блочная структура организации программ делает "прозрачной" для программиста статическую область видимости, определяя правила объявления идентификаторов. Так, если во вложенном блоке объявляется идентификатор с уже существующим именем, то это "перекрывает" ссылку на одноименный идентификатор во внешнем блоке (без квалификации внешнего идентификатора, когда это позволяет синтаксис языка программирования). Все идентификаторы, объявленные во вложенном блоке, недоступны во внешнем блоке.
Блок может представлять собой:
- программу (например, program end.),
- фрагмент кода, заключенный в скобки блока (такие как begin end)
- подпрограмму (например, procedure begin end;).