Методы-члены класса
В терминологии объектно-ориентированного программирования функции также называются методами или методами - членами класса, для того чтобы подчеркнуть, что конкретная функция является членом некоторого класса.
По стандарту ANSI C, используемому компилятором Visual C++, любая используемая в модуле компиляции функция должна иметь прототип, включающий в себя тип функции, имя функции и список параметров с их типами. Прототип - это некоторое предварительное описание функции, заканчивающееся символом ;.
Прототип функции должен быть вставлен во все модули компиляции, использующие функцию. Для небольших программ прототип функции обычно записывается в модуль компиляции. Для программ, создаваемых средствами Visual C++, и программ, состоящих из нескольких модулей, прототип функции указывается в заголовочном файле. Объявление функции должно однозначно соответствовать ее прототипу и может находиться в любом модуле компиляции (для которого доступен прототип функции).
Прототип метода, являющегося членом некоторого класса, записывается в заголовочном файле, содержащем объявление класса в теле этого класса.
Метод - член класса может иметь следующие модификаторы доступа:
- public - общедоступный метод;
- protected - метод, доступный только для членов и объектов данного класса и наследуемых классов (наследуемых с модификаторами доступа public или protected);
- private - защищенный метод, доступный только внутри класса.
Прототип метода может иметь следующее формальное описание:
модификатор_доступа тип_метода имя_метода (список_параметров);
Объявление метода может иметь следующее формальное описание:
модификатор_доступа тип_метода имя_метода (список_параметров) { тело_метода }
Тип метода является типом возвращаемого методом значения и может быть любым допустимым базовым или производным типом, включая и тип указателя.
Указатели типа void могут использоваться для объявления параметров метода в том случае, если тип этих параметров на момент компиляции неизвестен.
Например:
void Fx(void *pV); //Прототип метода ...
piVar=new int; pfVar=new float; Fx(piVar); // Вызов метода для // параметра типа int Fx(pfVar); // Вызов метода для // параметра типа float ... // Реализация метода void Fx(void *pV) {*pV=12345;}
Метод, возвращающий указатель, записывается следующим образом:
тип *имя_метода(список_параметров).
Список формальных параметров - это значения, передаваемые в функцию. Каждый элемент этого списка может иметь любой допустимый тип.
Язык C++ допускает передачу параметров по значению и по ссылке или указателю. Параметры, передаваемые по значению, при выполнении программы заносятся в стек, и для больших размеров структур или массивов может возникнуть ситуация переполнения стека. Параметры, передаваемые как ссылки или указатели, не копируются в стек.
Изменение значений самих параметров происходит только для параметров, переданных по ссылке или указателю. При передаче параметра по значению метод изменяет не сам параметр, а его копию.
Список параметров может включать параметры, имеющие значения по умолчанию. Такие параметры указываются в конце списка параметров. Значение по умолчанию будет использовано только в том случае, если число переданных параметров меньше числа указанных формальных параметров в описании метода.
Язык C++ разрешает рекурсивный вызов методов.
В методах класса можно использовать ключевое слово this, являющееся указателем на объект данного класса. Это ключевое слово нельзя использовать вне метода члена класса.